"РЕКВИЕМ" (1874)
Джузеппе Верди (1813-1901)
"Реквием" – одно из наиболее выдающихся творений Верди и вместе с тем единственное его крупное произведение, не предназначенное для оперного театра.
Поводом для создания этого произведения явилась смерть итальянского поэта и писателя, автора романа "Обручение" Александро Манцони – художника-гражданина, одного из наиболее крупных деятелей итальянского национально-освободительного движения. Верди восторженно любил Манцони и преклонялся перед ним, как перед замечательным писателем и великим человеком, "образцом добродетели и патриотизма".
Кончина Манцони (22 мая 1873 г.) отозвалась в сердце композитора искренней скорбью. "Я глубоко опечален смертью нашего Великого Человека!" – писал он на следующий день. – "Я приеду на днях с тем, чтобы посетить его могилу – один – так, чтобы меня не видели и с тем, чтобы, может быть (после определённых размышлений и после того, как взвешу свои силы), предложить нечто, дабы почтить его память". Вскоре Верди сообщил в миланский муниципалитет о своём желании посвятить памяти Манцони новое музыкальное произведение. В условиях Италии того времени единственно возможным для этого жанром был реквием (похоронная месса) на традиционный латинский текст.
"Реквием" Верди впервые был исполнен 22 мая 1874 года, в годовщину смерти Манцони, в Милане, в церкви святого Марка под управлением самого автора и при участии грандиозного хора, оркестра и лучших итальянских певцов. Уже через несколько дней "Реквием" был повторён с огромным успехом в миланском оперном театре "Ла Скала", а затем – в Париже, Вене, Петербурге и других городах. И всюду "Реквием" принимали, бурно аплодируя, требовали повторения отдельных номеров.
Скорбь по умершему, гнев, вызванный безжалостным вторжением смерти в жизнь великого человека, любовь и нежность к нему, радость земного существования – эти чувства Верди воплотил искренне, просто и человечно.
Первый крупный раздел "Реквиема" носит название "Requiem aeternam" ("Покой вечный") и играет роль пролога. В нём выражена основная мысль всего произведения: как бы ни была тяжела потеря и велико горе, жизнь неодолима.
Во втором разделе "Dies Irae" ("День гнева") Верди создаёт ряд глубоко впечатляющих сцен страданий человека и его борьбы с грозными враждебными силами.
Третий раздел "Domine" ("Господи") – в нём господствует новое настроение: умиротворённого светлого покоя, лирического созерцания.
В четвёртом разделе "Sanctus" ("Свят"), своего рода грандиозной и мастерски построенной полифонической пьесе, композитор воспевает пафос созидания, прославляет творческую силу разума.
В пятом разделе "Agnus Dei" ("Агнец Божий") Верди создаёт удивительно привлекательный своим благородством, простотой и нравственной чистотой музыкальный образ.
Шестой раздел "Lux aeterna" ("Свет вечный") представляет собой сравнительно небольшую интермедию, подготавливающую грандиозный финал "Реквиема".
Финал, названный "Lidera me" ("Освободи меня") – величественное музыкальное построение, которое увенчивает всё произведение как итог драматического развития.
"Реквием" заканчивается последним мощным подъёмом звучности всего оркестра и хора – и просветлённым упокоением.
по материалам сайта Requiem.ru